Новый закон о муниципальном жилье

Содержание

Права в муниципальной квартире

Новый закон о муниципальном жилье

В авторской статье мы подробно ответим на самые наболевшие вопросы граждан, касаемо права в муниципальной квартире, а именно:

  • права в муниципальной квартире
  • как выписать из муниципальной квартиры
  • доля в муниципальной квартире
  • разделение муниципальной квартиры

В юридическую компанию «Юрведо» для получения бесплатной юридической консультации и получения юридических услуг на платной основе обращается очень много граждан с вопросами о муниципальном жилье, или как это понятие трактует Жилищный кодекс Р.Ф. – договора социального найма жилого помещения.

Правоотношения касаемо прав в муниципальной квартире урегулированы Разделом 3 Жилищного кодекса Р.Ф.

Для начала давайте разберемся кто собственник муниципального жилья, кто и на каких условиях может получить муниципальное жилье?

По договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона:

  • орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация или организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или уполномоченная собственником такого жилого помещения и соответствующая требованиям, установленным Правительством Российской Федерации

обязуется передать другой стороне:

  • гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

жилое помещение, предусмотренное, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Р.Ф.

В договоре найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны

  • срок действия этого договора
  • размер платы за наем жилого помещения
  • порядок его изменения и условия заключения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок по истечении срока действия ранее заключенного договора

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается в письменной форме от этого в большой степени будет зависеть защита прав в муниципальной квартире.

Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на основании решения наймодателя о предоставлении жилого помещения по этому договору.

Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок не менее чем один год, но не более чем 10 лет.

Права в муниципальной квартире членов семьи

К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права в муниципальной квартире и несут равные обязанности.

Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Права в муниципальной квартире нанимателя

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке:

  1. вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;

  2. сдавать жилое помещение в поднаем;

  3. разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов;

  4. осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения;

  5. требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

    Права в муниципальной квартире временных жильцов

Наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя имеет право разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении по договору социального найма другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам).

Наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры — менее нормы предоставления.

Срок проживания временных жильцов не может превышать 6 месяцев подряд.

Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования соответствующим жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель.

Временные жильцы обязаны освободить соответствующее жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.

Как выписать из муниципальной квартиры

Договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.

Выписать из муниципальной квартиры может только наймодатель в судебном порядке на основаниях:

  • невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
  • разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
  • систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
  • использования жилого помещения не по назначению.

Выписать из муниципальной квартиры и выселить граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, наймодатель может только в судебном порядке:

  • с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;
  • с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;
  • без предоставления других жилых помещений.

Итак, наниматель жилого помещения не может самостоятельно выписать из муниципальной квартиры постоянного проживающих с ним граждан в качестве членов семьи и иных граждан. Таким правом наделен только наймодатель. 

В противном случае существенно нарушаются права в муниципальной квартире!

Предоставляемое гражданам в связи с выпиской из муниципальной квартиры и выселением по основаниям, приведенным выше, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выписанному из муниципальной квартиры и выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Доля в муниципальной квартире

Наниматель жилого помещение по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи и иные граждане имеют обременение права собственности.

Это значит что их права ограниченны, они имеют право владеть и пользоваться жилым помещением по назначению. Однако права распоряжаться жилым помещением они не имеют.

Таким образом, ни наниматель ни члены его семьи не имеют каких-либо долей в муниципальной квартире. Квартира не находится у них ни в общей долевой ни в общей совместной собственности.

Право общей совместной собственности возникнет у нанимателя и членов его семьи в случае приватизации жилого помещения. Право общей долевой собственности возникнет у собственником только после определения долей в общей совместной собственности, либо по соглашению между ними, либо по решению суда.

Разделение муниципальной квартиры

Разделение муниципальной квартиры возможно только в случае приобретения права собственности на данную квартиру, либо в результате приватизации, либо в результате покупки квартиры у собственника.

Как уже отмечалось выше, в результате приобретения права собственности на квартиру, бывший наниматель и члены его семьи получают квартиру в общую совместную собственность.

В случае, если доли в общей совместной собственности не определены по соглашению сторон, они считаются равными. Доли в совместной собственности могут также быть определены в судебном порядке.

После определения долей, каждый собственник имеет право распоряжаться своей долей по своему усмотрению. Долю можно продать, подарить, оставить в наследство, поменять, отдать в залог и прочее.

В случае, если пользоваться жилым помещением совместно не представляется возможным, возможно разделить квартиру, находящуюся в общей совместной собственности.

Напомним, что разделить муниципальную квартиру невозможно виду отсутствия права собственности на жилое помещение!

 Юридическая компания «Юрведо» успешный опыт разрешения жилищных споров с 2005 года!

Источник: https://www.urvedo.ru/prava-v-municipalnoy-kvartire.html

Муниципальная квартира в РФ 2021: основные законы и понятия – Портал юридической поддержки населения

Новый закон о муниципальном жилье
(10 5,00 из 5)
Загрузка…

Муниципальная квартира в России является частью жилищного фонда страны. Государственное жилье предоставляется в пользование по договору социального найма. Квартира от муниципалитета может быть приватизирована. В 2019 году программа приватизации жилья продлена на неопределенный срок.

Муниципальная квартира: основные законы и понятия

Государственные или муниципальные квартиры относятся к специализированному жилищному фонду (ст. 92 ЖК РФ). К данной категории принадлежат общежития и служебные помещения. Правовые вопросы жилищного фонда рассмотрены в 9 главе ЖК РФ.

Квартиры от муниципалитета предоставляются служащим на период работы, а также гражданам, нуждающимся в жилье на основании ст. 106 ЖК РФ. Правила проживания, расторжения договора найма и выселения установлены статьями 101, 103 ЖК РФ. Основные вопросы приватизации государственных квартир прописаны в ст. 217 ГК РФ, а также в ФЗ № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001.

Правила выделения муниципального жилья

Муниципальный жилой фонд распределяется в порядке очереди с учетом категории льготника. Согласно закону, в первоочередном порядке муниципальное жилье должны получать следующие претенденты:

  • сироты по достижении 18 лет и дети, оставшиеся без родительского надзора (ст. 109.1 ЖК РФ);
  • ветераны ВОВ и боевых действий, военнослужащие по достижении установленного стажа, ликвидаторы аварий на АЭС;
  • беженцы, вынужденные переселенцы (ст. 108 ЖК РФ);
  • жители аварийных зданий;
  • люди, живущие в домах, разрушенных в результате стихийных бедствий, терактов и других ЧС т.д.;
  • люди, проживающие на одной жилплощади с больными, которым требуется дополнительное пространство;
  • семьи, в которых на одного человека не более 10 м.

Для получения жилья гражданин должен встать на очередь, то есть подать в территориальный орган самоуправления документы, подтверждающие право на льготу. Заявления очередников рассматривает специальная комиссия, которая учитывает много факторов, в том числе материальное положение претендентов.

Правила пользования государственным жильем

Во время проживания в муниципальной квартире наниматель обязан соблюдать установленные правила (ст. 101 ЖК РФ). Проведение некоторых ремонтных работ на государственной жилплощади разрешено, но только за счет жильца. Например, можно сделать косметический ремонт, заменить двери, окна, не нарушая план, установить съемные технические средства.

В отношении государственных квартир действует ряд ограничений, прописанных в статье 100 ЖК РФ:

  1. запрет на продажу, субаренду и другие сделки;
  2. жилец не имеет право самостоятельно проводить капитальные работы, для этого нанимается специальная служба;
  3. внутренняя перепланировка проводится только с разрешения муниципальных властей;
  4. вселение родственников осуществляется после подачи заявления. Члены семьи нанимателя указываются в договоре найма.

Если наниматель проводит незаконную перепланировку, муниципальные власти могут оспорить данное решение. В результате жильца обяжут вернуть квартире первоначальный вид или узаконить проведенное строительство. Если муниципалитет инициирует выселение социально незащищенных граждан, то по закону обязан предоставить этим людям иное жилье (ст. 103 ЖК РФ).

Заключение договора с ЖКХ

Наниматель муниципальной недвижимости имеет право на получение коммунальных услуг. Участниками договора об оказании услуг ЖКХ являются две стороны: жилец и коммунальная служба (УК).

Важно помнить, что муниципалитет не может быть участником данного соглашения.

Коммунальная служба обязана предоставлять услуги в полном объеме, вести персональный клиентский счет, рассчитывать оплату, проводить ремонтные работы, обнародовать информацию.

На жильца возлагаются обязанности по оплате счетов, выполнению норм по замене счетчиков. Наниматель не должен создавать препятствия коммунальщикам для проверки систем и приборов учета. Если жилец не оплачивает коммунальные услуги в течение 6 месяцев, договор социального найма расторгается, согласно ст. 90 ЖК РФ.

Наследование муниципальной квартиры

Государственная квартира принадлежит органам власти до момента приватизации. Если квартиросъемщик не приватизировал жилье и умер, то оно вернется государству, а затем перейдет иному лицу.

Обычно так происходит, когда умирает одинокий жилец. Если на жилплощади были прописаны члены семьи основного нанимателя, то государство не имеет права их выселить.

Кроме того, прописанные лица вправе приватизировать жилплощадь.

Если члены семьи не зарегистрированы в квартире, для подтверждения прав на жилье потребуется два документа: завещание нанимателя и распоряжение о приватизации. В таком случае наследники вступят в свои права, получат ордер, переоформят квартиру в собственность. По прямым основаниям муниципальную жилплощадь наследовать невозможно.

Приватизация государственного жилья

На сегодняшний день приватизация является бессрочной. Данное ограничение снято ФЗ № 14 от 22.02.2017 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов…». Но воспользоваться правом могут не все, кроме того, отдельные виды недвижимости нельзя приватизировать.

Право на бесплатную приватизацию гражданин может реализовать только один раз в жизни. Процедура проводится в следующем порядке:

  1. сбор документов, справок, письменного согласия или отказа от каждого прописанного жильца;
  2. подписание приватизационного договора в жилищном отделе местной администрации;
  3. подача договора приватизации с пакетом документов в Росреестр;
  4. получение сертификата, подтверждающего права владения недвижимостью.

С 1994 года дети участвуют в приватизации, при наличии прописки получают долю жилплощади. Допускается выписка несовершеннолетнего при наличии возможности регистрации в другом жилье с оптимальными условиями.

Заключение

Местные власти должны выделять квартиры в порядке, установленном законодательством. Как правило, на бесплатную жилую площадь имеют право государственные служащие, льготники, граждане, проживающие в аварийных домах, беженцы и другие нуждающиеся. Для получения и дальнейшей приватизации жилья необходимо обращаться в территориальный орган самоуправления.

Прочтите также: Ипотека для молодой семьи в 2021 году

(10 5,00 из 5)
Загрузка… 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Источник: https://vseolgotah.ru/facilities/munitsipalnaya-kvartira-v-rf

Какие права дает муниципальное жилье?

Новый закон о муниципальном жилье
iriana88w/Depositphotos

Понятие муниципального жилья определено в 19-й статье Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ему, все жилые помещения страны делятся на три группы: к первой относят частный жилищный фонд, при этом в эту категорию входят помещения, которые принадлежат как частным, так и юридическим лицам.

Ко второй группе относят квартиры и комнаты, находящиеся в собственности Российской Федерации или ее субъектов. Наконец, есть помещения, которые принадлежат муниципальным образованиям.

Что такое социальное жилье и для кого оно?

Как выкупить комнату у муниципалитета?

В квартирах, относящихся к государственному или муниципальному жилищному фонду, россияне могут жить по договору социального найма.

Наем длиною в жизнь

Согласно статье 60 Жилищного кодекса, договор соцнайма заключается на неопределенный срок. По закону наниматель может сдавать квартиру в поднаем, прописывать членов своей семьи. Кроме того, наниматель имеет право обменять жилое помещение.

Проживание в муниципальной квартире накладывает и определенные обязательства: жилец обязан бережно относиться к имуществу, проводить текущий ремонт, и, конечно, своевременно оплачивать проживание в квартире и коммунальные услуги.

Наймодатель (иначе говоря – орган местного самоуправления) обязан проводить как текущий, так и капитальный ремонт, а также предоставлять коммунальные услуги.

Однако нередко происходят ситуации, при которых жильцы добиваются от местной администрации капитального ремонта только через суд – как женщина, проживающая в муниципальной квартире в удмуртском поселке Яр.

Межведомственная комиссия определила, что дом нуждался в капитальном ремонте, однако чиновники выделять деньги не спешили. Тогда женщина провела ремонт своими силами, а после собрала все чеки и обратилась в суд.

Исковые требования полностью удовлетворили, с местной администрации взыскали более 60 тысяч рублей на ремонт.

Могу ли я приватизировать муниципальное жилье 1947 года?

Можно ли обменять неприватизированную квартиру?

Обменять можно, но непросто

Жильцы муниципальных квартир имеют возможность обменивать свои квадратные метры, но только в если и вторая квартира, участвующая в обмене, находится в собственности муниципалитета. 

Правила обмена муниципальных квартир определены в 72-й статье Жилищного кодекса. Для начала процедуры обмена владелец квартиры должен заручиться согласием всех членов семьи, а также разрешением от наймодателя (местной администрации). А если в квартире прописаны дети или недееспособные граждане, то потребуется разрешение и от органов опеки и попечительства.

Обмен муниципальной квартиры – одна из самых хлопотных сделок с недвижимостью в том, что касается документов. Письменное разрешение на обмен требуется собрать со всех членов семьи, даже временно проживающих по другому адресу.

И такие разрешения нужны для всех квартир, участвующих в обмене. Сложно представить, сколько времени занимает их сбор, если, например, большая семья со взрослыми детьми меняет свою муниципальную трешку на две однокомнатных квартиры.

Кроме того, необходимы:

  • кадастровый паспорт,
  • справка о составе семьи,
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам,
  • свидетельство о браке и
  • свидетельства о рождении детей.

В некоторых случаях местная администрация требует и другие документы.

Закон дает право и на принудительную сделку. Это удобно, например, для выселения пьющего родственника. Однако принудительный обмен муниципальной жилплощади возможен только по решению суда. 

Какие риски при обмене приватизированной квартиры на муниципальную?

Можно ли приватизировать комнату в общежитии?

Приватизировать скоро будет нечего

Каждый наниматель муниципальной квартиры имеет возможность оформить ее в собственность.

Это расширяет спектр возможных сделок с квадратными метрами, ведь неприватизированную квартиру нельзя сдавать в аренду или продавать. Кроме того, муниципальная квартира не передается по наследству.

После смерти нанимателя при соблюдении ряда бюрократических процедур близкие родственники имеют возможность оформить на себя только договор найма. 

По действующему законодательству, нельзя приватизировать аварийные или расположенные в общежитиях квартиры, а также жилую площадь в служебных зданиях или в закрытых военных городках. Об этом говорится в федеральном законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Каждый гражданин страны имеет право только на одну процедуру приватизации. При этом несовершеннолетние, участвующие в приватизации, сохраняют право на бесплатный перевод в собственность муниципального жилья и после 18 лет. 

В последнее годы темпы приватизации жилья снизились. Во многом это произошло из-за того, что на фоне слухов об отмене бесплатной приватизации многие люди поспешили оформить жилье в собственность. Так, по данным московского департамента городского имущества, в домах столицы осталось всего 9% неприватизированных квартир. 

Кроме того, количество нового муниципального жилья не успевает за ростом числа нуждающихся в нем.

В этой сфере необходима серьезная государственная поддержка строительства – об этом в начале июня заявил председатель постоянной комиссии по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров. По его мнению, у многих граждан нет возможности оформить ипотеку, а потому необходимо увеличивать фонд муниципального жилья, в том числе с помощью привлечения частных инвесторов.

Не пропустите:

Как приватизировать жилье, если бывший муж живет не в России?

Смогу ли я жить в квартире после смерти бывшей жены?

Можно ли сдавать неприватизированную квартиру?

Как доказать, что жилье аварийное, и переехать в новый дом

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kakie_prava_daet_munitsipalnoe_zhile/100262

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу с 1 января 2021 года :: Жилье :: РБК Недвижимость

Новый закон о муниципальном жилье

Рассказываем, какие нововведения в сфере недвижимости и жилищно-коммунальных услуг начнут действовать в новом году

GagoDesign/shutterstock

С 1 января 2021 года в силу вступают законы, затрагивающие все сферы жизни российских граждан. Вводятся новые льготы, правила, запреты и тарифы для владельцев и нанимателей недвижимости.

Рассказываем, о чем говорится в законах, которые начнут действовать сразу после Нового года.

Противопожарные правила

С 1 января 2021 года вступает в силу постановление правительства № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Оно запрещает жителям многоквартирных домов хранить на чердаках и цокольных этажах личные вещи, ставить решетки на аварийных окнах, закрывать общий балкон и оставлять на балконе непотушенные сигареты и свечи без присмотра.

Размер маткапитала

С 1 января 2021 года материнский капитал увеличится: за первого ребенка — с 466,6 тыс. до 483,8 тыс. руб., за второго — с 150 тыс. до 155,5 тыс. руб. Маткапитал на второго ребенка в семьях, где за первого ребенка его не получали, составит 639,4 тыс. руб.

Базовый материнский капитал с 2021 года составит 483,8 тыс. руб. ( Olga Bocharnikova/shutterstock)

Сельская ипотека

С 1 января 2021 года средства материнского капитала можно будет потратить на первоначальный взнос по сельской ипотеке. Чтобы стать участником программы, теперь не обязательно быть собственником участка, получить сельскую ипотеку сможет и арендатор.

Удаленная работа

С 1 января вступает в силу закон об особенностях удаленной работы.

Он предусматривает, в частности, что дистанционка не может являться поводом для снижения зарплаты при сохранении объема работы, устанавливает нормы, касающиеся рабочего времени и отдыха, а также порядок взаимодействия работника и работодателя.

Для дистанционных работников также скорректирован перечень оснований для увольнения. Их смогут увольнять за невыход на связь с работодателем более двух рабочих дней подряд без уважительной причины.

Закон об удаленной работе скорректировал несколько причин для увольнения ( Pinkasevich/shutterstock)

Льготы на коммуналку

С января 2021 года россияне, имеющие право на льготы или компенсации по оплате коммуналки, освобождены от предоставления органам соцзащиты документов об отсутствии долгов по коммунальным платежам. Учреждения соцзащиты обязаны будут самостоятельно проверить наличие или отсутствие долгов по квартплате через информационную систему ГИС ЖКХ. При наличии задолженности право на субсидию отменяется.

Пени и штрафы

Запрет на начисление пеней и штрафов за долги по коммуналке действовал с 6 апреля по 31 декабря этого года. С 2021-го гражданам снова будут начислять неустойку.

С 1 января неустойку могут потребовать по долгам, возникшим до 6 апреля уходящего года.

Если задолженность образовалась в период моратория, гражданам дадут шанс вернуть долг, а пени начислят только с 31-го дня просрочки платежа.

Персональные данные

С января 2021 года поменяются правила взыскания долгов за ЖКУ.

Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации при подаче в суд иска на должника будут обязаны указать один из его идентификаторов — паспортные данные, ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения.

Эти данные они смогут запрашивать через суд у органов власти. Такой порядок позволит получить необходимые сведения и защитит персональную информацию граждан.

Поверка счетчиков

В 2021 году россиянам необходимо провести поверку электросчетчиков. С 6 апреля до 31 декабря этого года из-за ограничений, связанных с пандемией, был установлен мораторий на поверку.

Первые три месяца после отмены запрета — до апреля 2021 года — плату за услуги будут рассчитывать по средним показателям за последние полгода.

Но если не провести поверку, с 6 апреля плату начислят по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5.

С 6 апреля 2021 года плату за электроэнергию начнут начислять по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5 ( Sunshine Studio/shutterstock)

Рост тарифов

Ежегодно в России плата за коммуналку индексируется, но повышение не может быть выше уровня годовой инфляции. В 2021 году тарифы вырастут с 1 июля. В каждом регионе установлены свои индексы их повышения.

Например, в Москве это 4,6%, в Подмосковье — 3,6%, а в Санкт-Петербурге коммуналка может подорожать максимум на 3,5%.

В столице уже с января 2021 года вырастет ставка за пользование жилым помещением для нанимателей квартир госфонда на 3,5%, за содержание жилого помещения — на 4,6%, а минимальный размер взноса на капремонт — на 3,5%.

Гостиничные услуги

С 1 января вступают в силу новые правила оказания гостиничных услуг. В частности, перед заселением несовершеннолетних без родителей отели должны будут потребовать их нотариально заверенное согласие.

Кроме того, за отсутствие свидетельства о присвоении гостинице категории будет грозить административная ответственность.

Эта норма не будет применяться к гостиницам, в которых 15 и менее номеров, до 1 января 2022 года.

Пляжные правила

С 1 января 2021 года в России вступают в силу единые правила пользования пляжами. В соответствии с ними запрещается приводить туда животных, плавать на бревнах и досках, заплывать за буйки, срывать, топить или передвигать их, купаться при подъеме красного или черного флага.

Шашлыки на даче

С 1 января 2021 года на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домов запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест.  Штраф за такое нарушение составит от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Также запрещается сжигать мусор, траву, листву и другие отходы, материалы или изделия, кроме мест, установленных органами местного самоуправления.

Штраф за приготовление шашлыка в необорудованном месте составит с 2021 года от 2 тыс. руб. ( Tagwaran/shutterstock)

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5feb18f89a7947cf6d58a6de

Принудительное изъятие единственного жилья – новый закон

Новый закон о муниципальном жилье

С 2021 года в России произошли существенные изменения по вопросу права собственности граждан.

Теперь собственника квартиры или дома, проживающего в центральной части любого города страны – при наличии определённых обстоятельств, могут попросить собрать вещички и переехать в новую квартиру равной пощади, которую местный орган власти предоставит взамен изымаемой или получить компенсацию взамен изымаемой квартиры в доме, который уходит под снос.

Классно, – скажете Вы, — новая квартира взамен ветхого жилья! Да, действительно речь идет о переселении граждан из квартир, расположенных в неновых домах в центре города в квартиры в новостройках на окраинах.

Мы говорим о принятом в самом конце 2020 года законе № 494-ФЗ, который еще прозвали законом о всероссийской реновации.

И если в самом начале обсуждения реновации речь шла о том, что граждан, проживающих в центральных частях городов в старых, ветхих непригодных для проживания домах будут переселять в новостройки, то в окончательной редакции закона получилось так, что теперь можно заставить переехать на окраину города любого собственника квартиры, которая расположена в доме, находящемся в центре города. Даже если этот дом не ветхий, а просто требует дорогостоящего капитального ремонта. Невероятно! Давайте посмотрим – как такое стало возможно.

И еще, в конце статьи есть ответ на вопрос – будут ли изымать единственное жилье у должников по исполнительным производствам.

Кому могут принудительно поменять квартиру

В соответствии с законом о реновации с 2021 года местные органы власти самостоятельно будут определять территорию комплексного развития своего города.

Что это за территория? Речь идет о земельных участках в центре любого российского города, уже застроенных жилыми домами в предыдущие годы, но перспективных для переустройства и возведения на этой территории новых домов и инфраструктуры.

Главное условие – такие земельные участки должен быть интересны для освоения инвесторами и в первую очередь – строительными компаниями.

Объясняю простым языком. Ваша многоэтажка (вполне крепкая сталинка, хрущёвка, брежневка) но требующая дорогостоящего капитального ремонта. Местные органы власти приняли решение застроить квартал, в котором Вы живете, новыми высотками.

  Строительная компания, которая будет заниматься строительством бетонных муравейников – уже потирает руки от будущей прибыли с продажи квартир и коммерческих объектов в новых домах. Но есть проблема – это Вы со своей квартирой или домом, неудачно оказавшихся на месте, где чиновники и бизнесмены решили зарабатывать деньги.

Раньше, до 2021 года, в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексом РФ застройщик обязан был умолять Вас получить деньги или более комфортное жилье поблизости – взамен Вашей квартиры или частного дома. Вы могли торговаться, просить больше денег или квадратных метров, или вообще упереться и отказаться съезжать из привычного для Вас места.

Закон был на Вашей стороне! Вы, будучи защищенным законным принципом верховенства права собственности – могли диктовать свои условия экономически более сильному субъекту – строительной коммерческой организации.

И с Вами обязаны были считаться!

И что мы получаем теперь? По новому закону о реновации, если 2/3 собственников квартир и коммерческих помещений Вашего жилого дома приняли решение о переселении – то Вы обязаны согласиться с коллективным мнением и получить или новое жилье, предложенное Вам для переселения, или деньги в соответствии с оценкой рыночной стоимости Вашей квартиры.

Если Вы не согласны с таким вариантом развития события – в течении 45 дней по решению местного органа власти Вас принудительно выселят из Вашей квартиры и покажут – где Ваше новое жилье на окраине города, опять же принудительно переоформив на него Ваше право собственности.

Ваше персональное мнение по такому существенному для Вас жизненному вопросу больше не играет никакой роли! И не важно, что Вы привыкли жить именно в этом районе: здесь у Вас друзья; дети ходят в садик или школу; работа по близости – вас ждет новый район, новостройка и обустройство жизни по-новому! Вашу судьбу решат соседи по дому и местные органы власти.

Почему Ваше новое жилье будет на окраине города?

Потому что новое жилье сейчас в каждом городе возводится преимущественно на окраине – в спальных районах. Кроме того, по новому закону – у местных органов власти и застройщика уже нет обязанности предоставления гражданам квартир в пределах тех же районов, где они проживали ранее.

Почему Вас могут выселить из хорошего неветхого дома?

Потому что в законе разрешено определять территорию под застройку в границах целых городских кварталов и все дома, находящиеся на этой территории и вмещающие строительству – подлежат сносу, а жильцы – принудительному переселению.

Единственное условие – дом может попасть под реновацию, если он не новый и возводился в период индустриального домостроения (сталинки, хрущевки, брежневки) и у дома есть какие-то проблемы, требующие существенного ремонта (замена крыши, лифтов, восстановление строительных конструкций). То есть – когда затраты на ремонт дома требуют больших финансовых вложений.

Кто выиграет, а кто проиграет от такой реновации?

Для начала, давайте ответим на вопрос – кому выгодна такая вот реновация? Свои дивиденды на этом смогут заработать местные чиновники и строительные компании.

У застройщиков вообще всё будет супер – можно будет вместо строительства жилья эконом-класса в спальных районах, начать стоить бетонные муравейники высотой за 30 этажей в исторических центрах городов.

Причем это будут уже дома бизнес-класса с более дорогостоящими квартирами и коммерческой недвижимости.

Кто проиграет от действия нового закона? Конечно же простые граждане, которые сегодня живут в центре любого города пусть не в новостройке, но вполне еще крепких и комфортных домах, которые если отремонтировать – простоят еще десятилетия. Такие люди вносят ежемесячные отчисления на капитальный ремонт и надеются, что дом в случае необходимости будет отремонтирован независимо от стоимости такого ремонта.

Кроме того, такая застройка исторических центров городов естественно ухудшит там и без того плачевную ситуацию с пробками и парковочными местами.

Когда будут изымать единственное жилье у должников?

А теперь о самом тревожном – о перспективах принятия закона, который позволил бы изымать единственное жилье у должников. Возможно ли такое в ближайшем будущем?

Скорее всего, такое вполне может произойти. Если депутаты так легко отрегулировали вопрос права собственности граждан из-за градостроительных проблем, то почему они не сделают тоже самое из-за долговых проблем, в том числе по кредитам.

Уже давно обсуждается идея принудительного переселения собственников квартир и домов, задолжавших по исполнительным производствам – в муниципальные дома или предоставлять им взамен их жилья квартиры эконом-класса.

Чем банковское лобби в Госдуме хуже лобби от застройщиков? Вопрос в том – когда это произойдет?

✅Подписывайтесь на мой дзен-канал. Каждый день – правовые новости.

✅ Подпишитесь на мой ютуб-канал

Источник: https://zen.yandex.ru/media/soveti_advokata/prinuditelnoe-iziatie-edinstvennogo-jilia--novyi-zakon-5feefd61fe4e686f6a37f447

Учет граждан для обеспечения жильем из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату

Новый закон о муниципальном жилье

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В предыдущих публикациях мною были рассмотрены общие основания получения жилья из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату и порядок признания граждан малоимущими.

В данной публикации рассмотрим вопросы принятия граждан на жилищный учет.

Факт принятия гражданина на соответствующий жилищный учет органом местного самоуправления является важным и обязательным условием для того, чтобы гражданин мог получить жилье от государства или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Для предоставления жилого помещения на учет должны быть приняты нуждающиеся в жилых помещениях граждане, как признанные малоимущими, так и имеющие право в соответствии с законодательством получить жилье государственного или муниципального жилищного фонда независимо от имущественного положения.

При этом если гражданин имеет право на получение жилья по разным основаниям, он может быть принят на учет по любому из оснований по своему выбору или по всем основаниям одновременно (п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Следует объяснить, что принятие гражданина на жилищный учет по нескольким основаниям одновременно не означает, что гражданину могут быть предоставлены несколько жилых помещений по всем основаниям.

Это следует понимать так, что гражданин, будучи принятым на учет по разным основаниям, может получить жилое помещение за счет государственного или муниципального жилищного фонда по одному основанию, по которому жилое помещение предоставляется раньше или исходя из иных соображений на усмотрение самого гражданина.

Граждане, претендующие на получение жилья, для постановки их на жилищный учет с заявлением о принятии на учет должны представить необходимые для этого документы.

В связи с введением в действие внутриведомственных систем учета некоторые из документов, необходимые для принятия граждан на жилищный учет, могут быть получены по запросу самим органом, ведущим жилищный учет, по системе межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Как и в случае признания граждан малоимущими порядок ведения жилищного учета граждан в целях дальнейшего обеспечения жильем определяется законом субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ). Ведут жилищный учет органы местного самоуправления.

На жилищном учете граждане состоят вплоть до получения жилого помещения или снятия их с учета без предоставления жилья, когда выявлены такие основания (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).

В том случае, если граждане, обратившиеся с заявлением о принятии их на жилищный учет, в течение пяти предшествующих пяти лет до дня обращения намеренно ухудшили свои жилищные условия таким образом, что стали нуждающимися в жилых помещениях, право на обращение с заявлением о принятии их на учет они могут подать лишь по истечении пяти лет (ст. 53 Жилищного кодекса РФ).

Применение правил ст. 53 Жилищного кодекса РФ всегда носило особо острый, спорный характер. Жилищный кодекс РФ четких критериев для отнесения различных действий и сделок с жильем к намеренному ухудшению жилищных условий не содержит.

Правильному пониманию применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ поможет позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Суд разъяснил, что по смыслу ст.

53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст.

10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации, по мнению Конституционного Суда, решение вопроса о том, можно ли рассматривать в конкретном частном случае предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Перечень оснований, когда гражданину может быть отказано в принятии на жилищный учет содержится в ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ:

  • не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
  • ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.

Снятие граждан с жилищного учета регламентировано ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Для снятия с учета установлены следующие основания:

  • подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  • выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет”.

При применении п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в отношении граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года, следует учитывать положения п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Указанным Законом устанавливается правило о том, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, не могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56.

Для снятия граждан с учета в этих случаях применяются правила, которые были предусмотрены до введения нового кодекса, то есть ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г.

Это, например, означает, что если доходы гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, не позволят признать гражданина малоимущим, то есть превышают установленный для малоимущих минимум, снять такого гражданина с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, нельзя, поскольку законодательство, действовавшее до 1 марта 2005 года, такого основания для снятия с жилищного учета не содержало.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст.

52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (см. об этом также п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.

№ 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”).

О праве лиц, претендующих на получение жилья без учета их имущественного положения и сохраняющих это право после принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, высказывался Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2011 г.

№ 551-О-О “По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Решение о снятии граждан с учета должно быть мотивированным, выносится оно в срок не более 30 дней со дня, когда основание для снятия граждан с учета выявлено уполномоченным органом и направляется гражданам, в отношении которых оно принято в течение 3 дней со дня его принятия (ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

Отсутствие в решении о снятии гражданина с учета мотивированных оснований может повлечь признание такого решения незаконным (п.

1 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.).

Однако, из абз. 4 того же п.

1 Обзора следует, что суд, рассматривая доводы заинтересованных граждан, оспаривающих такие решения по причинам их недостаточной мотивировки, устанавливает фактические обстоятельства, послужившие для принятия решения.

Если орган, осуществляющий жилищный учет, не сможет обосновать принятое решение надлежащими доказательствами, суд признает решение незаконным со ссылкой на ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В следующей публикации будут рассмотрены правовые аспекты предоставления жилья нуждающимся гражданам на условиях договора социального найма. 

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/uchet-grazhdan/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть